Франсиско Гойя — один из величайших художников Испании. Он начал как придворный живописец королей, но закончил свою жизнь в мрачной тишине, глухоте и отстранении от общества. В 1819 году он приобрёл дом на окраине Мадрида под названием Quinta del Sordo («Вилла Глухого») и там создал цикл из 14 фресок, которые стали известны как Мрачные картины (Pinturas negras). Дом был назван «Вилла Глухого» ещё до покупки Гойей — предыдущий владелец, возможно, тоже страдал глухотой.

Эти работы были написаны прямо на стенах дома в технике al secco — по влажной штукатурке. Без названий, без заказчиков и без намерения выставляться. Гойя выплеснул в них всё, что копилось внутри: страх, политическую тревогу, отголоски болезни и ужас перед смертью.
Как появились Мрачные картины
К моменту создания фресок Гойя уже был пожилым, глухим и тяжело больным человеком. Его здоровье ухудшилось настолько, что в 1820 году он написал картину «Гойю лечит доктор Аррьета». Предположительно, именно в это время он начал закрашивать более ранние, беззаботные изображения на стенах дома — и заменил их на эти тревожные, наполненные мраком сцены.

Цикл был неизвестен широкой публике почти 50 лет. В 1874 году по просьбе банкира Фредерика Эмиля д’Эрлангера мастер Сальвадор Мартинес Кубельс начал перенос фресок на холсты. А в 1881 году коллекция была передана музею Прадо, где находится до сих пор.
Все 14 Мрачных картин Гойи
1. Сатурн, пожирающий своего сына
Древнеримский бог в безумии ест своего ребёнка — метафора власти, уничтожающей собственный народ. Возможно, аллюзия на жестокий режим Фердинанда VII.

2. Два старика (или Старик и монах)
Один из мужчин с лицом-черепом слушает другого, склонённого к уху. Тайна, угроза, смерть — всё в одном кадре.

3. Шабаш ведьм (Великий Козёл)
Демонический козел читает лекцию толпе ведьм с широко раскрытыми глазами — застывших в страхе, благоговении или безумии. Здесь нет колдовства, только зловещая тишина и подавление воли.

4. Собака
Минимализм, превратившийся в шедевр. Просто голова собаки, торчащая из огромной пустоты. Она тонет? Наблюдает? Умирает? Одно из самых завораживающих изображений в истории искусства.

5. Поединок на дубинах
Двое мужчин, по колено в земле, избивают друг друга. Они не могут уйти. Олицетворение ненависти, вражды и бессмысленного насилия.

6. Смеющиеся женщины
Две фигуры издеваются над мужчиной в состоянии аффекта. Границы между насмешкой и жестокостью стёрты.

7. Атропос (или Судьба)
Три мойры из греческой мифологии: одна держит ножницы, другая — нить жизни. Метафора смерти и неизбежности.
В отличие от трёх фигур, поглощённых своим занятием, четвёртая фигура выделяется — она смотрит прямо на зрителя. Это мужчина с руками, связанными за спиной, что, возможно, отражает его неспособность повлиять на собственную судьбу, которую вершит триада богинь.

8. Два старика едят суп
Гротескные лица над тарелкой супа. Старость, выживание, физический распад — всё в этой сцене.

9. Паломничество к источнику Сан-Исидро
Религиозная процессия, искажённые лица, безумие. Гойя показывает не веру, а толпу в экстазе, граничащем с истерией.

10. Фестиваль в Сан-Исидро
Вроде бы праздник, но лица персонажей — мрачные и обезличенные. Массовое безумие под видом веселья.

11. Донья Леокадия Соррилья
Женщина, одетая в траурное черное, считается спутницей Гойи. Она сидит у могилы. Нежная и меланхоличная, это самая тихая из картин — но не менее тяжелая.

12. Фантастические видения (или Асмодей)
Сюрреалистический кошмар: летающая пара парит над горящим полем битвы. Война, смерть, фантазия. Апокалиптический фантастический пейзаж.

13. Юдифь и Олоферн
Юдифь и Олоферн Юдифь только что обезглавила ассирийского полководца Олоферна — но Гойя не показывает триумфа. Только женщина в тени, в движении, в сцене, полной ужаса.

14. Читающие мужчины
Группа людей склонилась над текстом. Подпольное собрание? Просвещение или заговор? Ответов нет.

Мрачные картины Гойи — уникальное явление в истории искусства. Без заказчиков, без объяснений, без коммерции. Это исповедь художника, стоящего на пороге смерти и обезумевшего от событий вокруг него.
Они страшны. Но в этом — их сила.
Какая из картин произвела на вас самое сильное впечатление?
АУТК