Якобинская вышивка, крюил, художественная гладь: расставляем точки над «i»

Красота якобинской вышивки: диковинные плоды, яркие цветы, фантазийные птицы — завораживает. Давайте разбираться, как все это возникло.

Итак, как правило, дается такое определение: якобинская вышивка — это разновидность вышивки шерстью или вышивки крюил (crewel, crewelwork). То есть, все началось с вышивки шерстью, которая появилась более тысячелетия назад, это — один из видов декоративной вышивки в смешанной технике, использующей несколько десятков швов, причем ни один из которых не используется только в этом виде вышивки. Однако, где, когда и как именно возникла вышивка шерстью — неизвестно: материалы для ее создания (полотно и шерсть) были доступны повсеместно, и сама вышивка — чрезвычайно популярна во многих странах мира. Так, в Северной Монголии был найден фрагмент вышивки шерстью с изображением кочевого воина, датируемый I веком до н.э.

Самым ранним хорошо сохранившимся и дошедшим до нас произведением в технике крюил является гобелен из Байё (Байю); его длина — около 70 м (на картинке — фрагмент), используется 8 оттенков, из швов — большая часть выполнена односторонней гладью, тамбурный шов, стебельчатый. Гобелен датируется XV в. и представляет хронику Вильгельма Завоевателя.

Очевидно, что данные образцы вышивки шерстью не похожи на привычную сегодня якобинскую вышивку. Данные вышивки также называют образцами художественной глади (т.е. крюил и художественная гладь — синонимы), но, тем не менее, уже сам термин «художественная гладь» не подразумевает обязательное использование шерстяных ниток (впрочем, другие вряд ли были столь же доступны).

Рост благосостояния, начиная с XVI-XVII веков, привел к росту застроек и, как следствие, росту потребности в декоративном текстиле. Вышивкой украшались самые разнообразные вещи: от предметов гардероба до интерьерного текстиля и предметов мебели. Вышитый шерстью орнамент выполнял немаловажную утеплительную функцию.

Большой поклонницей вышивки была английская королева Елизавета I, при ней возникла Гильдия Вышивальщиков (мужчин!), которая называлась «Хранители и стражи и общества, и искусства, и таинства вышивки города Лондон». Модному вышивальному увлечению поддалась и Мария Стюарт, которая провела много дней заточения за рукоделием. Кстати, на ее работах встречается образ рыжей кошки, играющей с мышкой, — это отсыл к коварству королевы Елизаветы I по отношению к Марии Стюарт. Ну а монограмма MR означает Maria Regina.

Примерно в это же время происходят метаморфозы в части орнамента. В этот период в Англию начали активно импортироваться индийские ткани ярких расцветок с изображением животных, птиц, растений. Именно эти орнаменты сформировали основу для якобинской вышивки, как мы ее знаем в настоящее время. Название якобинская вышивка получила от имени короля Якова I и стала характеризоваться узнаваемым витиеватым растительным орнаментом, причудливыми животными и птицам.

Ранние якобинские вышивки были одноцветными и выполнялись с использованием ограниченного набора швов: стебельчатый шов, шов «назад иголку», тамбурный шов, стежки в россыпь.

При появлении и распространении красителей цвета якобинской вышивки стали имитировать цвета восточных тканей; глубокие оттенки сине-зелено-бордовой гаммы узнаваемы и сейчас. Разнообразие швов якобинской вышивки также возросло: оттеночная гладь, гладь с длинными и короткими стежками, французские узелки, небольшие параллельные стежки, шов петелька.

Таким образом, якобинская вышивка является разновидностью вышивки шерстью и имеет отличительную особенность — орнамент, имитирующий восточные ткани, который с течением времени становился более ярким и более сложным в плане количества используемых швов.

Дальнейшее развитие вышивание получило толчок  в связи с ростом доступности игл.

Традиционные орнаменты якобинской вышивки: дерево жизни, елизаветинские завитки, волнистые края.

В середине XIX века художественная гладь и, в частности, якобинская вышивка снова входят в моду. Мотивы вышивки перекликаются с работами Вильяма Морриса и Эдварда Берн-Джонса. В 1872 г. была основана Королевская школа вышивания и не без помощи самого Вильяма Морриса и его дочери Мэри ручная вышивка Школы достигла небывалых высот и успешно конкурировала с промышленной вышивкой.

Традиции искусства якобинской вышивки были перенесены в Новую Англию. По началу для американской якобинской вышивки характерны более простые орнаменты и доминирование синих оттенков (красители цвета индиго были самыми доступными).

С ростом доступности материалов видоизменялись и орнаменты, это — по-прежнему узнаваемые растительные элементы, животные и птицы; от английских их отличает большая реалистичность, большее свободное пространство.

Сегодня якобинская вышивка остаётся популярной, в качестве основы используется плотная ткань, способная удержать достаточно тяжелую вышивку (рогожка, шелк-дупион, хлопковая ткань для квилтинга), в качестве ниток — не только шерсть, но и хлопковые, шелковые и металлизированные нити. Кроме того, часто вышивка украшается бусинами, бисером:

Источник: www.livemaster.ru