Вы когда-нибудь смотрели на лист бумаги и думали: «Хм, а что если с него на меня выпрыгнет мопс?» Нет? Тогда вы просто ещё не видели работы Стефана Пабста — художника, чьи 3D-иллюзии способны ввести в ступор даже видавшего виды зрителя. Этот человек не просто рисует — он устраивает вашему мозгу проверку на прочность и зрению — небольшой инфаркт.
Будь то пчела, змея, капля воды или целый самолёт — всё выглядит так, будто вот-вот выпрыгнет за пределы листа и попросит чашку чая. И всё это создано обычными (на первый взгляд) материалами: карандашами, красками, бумагой… и изрядной долей магии, иначе не объяснить.
А ещё Стефан — не из тех, кто прячет свои секреты в мастерской. Он щедро делится своими техниками, публикует книги и даже ведёт мастер-классы. Так что, если вы в детстве рисовали только солнце в углу и палку-палку-огуречик — не спешите грустить. Возможно, после этой статьи вы вдохновитесь хотя бы попробовать. А если нет — просто насладитесь этим праздником оптического обмана.

В одном из своих многочисленных интервью Стефан рассказал, как понял, что хочет сосредоточиться на 3D-искусстве.
««Это был на самом деле спонтанный момент, который оказался для меня настоящим поворотным моментом. Я потратил годы на то, чтобы рисовать традиционные портреты маслом по фотографиям — то, что я действительно люблю и делаю до сих пор. Но со временем я стал настолько технически совершенным в этом, что перестал делать ошибки»

«И как ни странно, это было проблемой. Я чувствовал себя недостаточно творчески развитым. Я искал что-то новое, что-то, что снова подтолкнет меня. Я не хотел делать то, что уже делали другие художники — я искал что-то по-настоящему оригинальное.»

«Я отчетливо помню: я рисовал портрет и потянулся за стаканом воды со стола. В тот самый момент меня словно молнией ударило — я захотел нарисовать стакан в 3D. Я сел, взял лист бумаги и карандаш и начал рисовать. Было на удивление сложно сделать объект трехмерным. Его нужно растянуть и исказить очень определенным образом, чтобы иллюзия работала под правильным углом.»

«Когда я посмотрел на готовый рисунок через камеру с правильного ракурса, я был поражен. Он выглядел настолько реалистичным. Я снял его на видео, и в течение месяца у него было более миллиона просмотров.»

«Люди со всего мира были очарованы. Комментарии хлынули потоком. Внезапно у меня появилась глобальная аудитория, запросы прессы и даже телевизионные интервью — из Германии, Японии, отовсюду. Этот момент зажег нечто большое. То, что начиналось как эксперимент, стало для меня совершенно новым творческим путем. С тех пор 3D-искусство стало неотъемлемой частью моего творческого пути.»


«Большинство моих 3D-иллюзий созданы масляными красками, но я также использую карандаши — как в случае со стаканом воды или спускающейся лестницей. Материал не имеет значения. Что действительно важно, так это перспектива и точность. Цель — сделать объект настолько реалистичным, чтобы ваш мозг поверил в его реальность.»

«Это работает только в том случае, если вы уделяете пристальное внимание освещению и теням — тому, как они падают в природе и как они будут вести себя на плоской поверхности. Без этого изображение разваливается. Магия заключается в реализме, а не в среде.»

«Что касается иллюстраций, имеющих особое значение для художника, Стефан прокомментировал: «У меня их несколько, но одна из них выделяется — это 3D-змея. На эту работу у меня ушло несколько дней из-за мельчайших деталей. Я нарисовал каждую крошечную чешуйку, и форма должна была быть именно такой, чтобы создавалось впечатление, что змея выползает из бумаги к зрителю.»

«Люди очень сильно реагируют на это — это почти как первобытная реакция страха. Иллюзия настолько яркая, что некоторые даже инстинктивно отдергивают руку. Именно эта эмоциональная реакция делает 3D-искусство таким захватывающим. Оно не просто визуальное; оно ощущается реальным.»

«У меня также есть слабость к картинам животных, например, щенок, который выглядит так, будто сидит прямо на бумаге и смотрит на тебя. После того, как эта работа стала вирусной, многие люди начали заказывать индивидуальные 3D-портреты своих питомцев, особенно любимых животных, которые уже умерли. Такие заказы особенно значимы для меня.»

«Не бойтесь пробовать что-то новое! Если бы я сказал себе: «Это не настоящее искусство» или «Никто этого не делает», я бы никогда не начал. Просто попробуйте. Даже самые безумные идеи могут превратиться во что-то удивительное. Начните с инструментов, с которыми вы уже знакомы — будь то карандаши, акварель или маркеры. Техника 3D — это все о перспективе, тенях и свете, а не о материале.»


«Если вы хотите, чтобы иллюзия была убедительной, изучите реальный объект. Положите его рядом с собой, пока вы рисуете, и внимательно наблюдайте, как на него падает свет, куда падают тени и как он взаимодействует с окружающей средой. Ваша цель — воссоздать это взаимодействие на бумаге. Это то, что заставляет рисунок выпрыгивать со страницы.»


«В будущем я бы с удовольствием объединил свои навыки портретиста с 3D-техникой и создал гиперреалистичное лицо, которое как будто выплывает из бумаги. Я думаю, это открыло бы совершенно новую главу в портретной живописи. Представьте себе лицо, которое выглядит настолько реальным, настолько живым, что кажется, будто оно прямо здесь, рядом с вами.»