Забытая техника «барджелло», или Безграничные возможности флорентийской вышивки

Автор: Valenta

Впервые я увидела эту технику в одной из своих энциклопедий по вышивке. Несколько скудных слов об истории и основные правила и особенности. По этим словам ничего особенного в этой технике не было. Просто один из вариантов счетной вышивки. Но рядом сэтими скудными словами были фотографии. Что-то наподобие этого:

С той поры я просто влюбилась в эту технику. Сейчас эта удивительная техника у наших вышивальщиц как-то несколько подзабыта. Все больше к рисункам барджелло обращаются мастера лоскутного шитья, вязания и полимерной глины. В трикотаже своей популярностью узоры барджелло обязаны дому Миссони, который еще в середине 20 века «придумал» свой знаменитый зиг-заг. А вот вышивка, в которой изначально эти узоры рождались, пока, несмотря на свою простоту исполнения, только начинает завоевывать сердца мастериц.

За титул родины этой техники борятся сразу две страны — это, конечно же, Италия, а также Венгрия. По одной из легенд, именно в Венгрии зародилась эта техника и потом уже якобы была привезена во Флоренцию. В любом случае именно во Флоренции эта техника вышивки получила свое особое распространение и популярность. Еще в эпоху Возрождения итальянские придворные дамы полюбили красочность оформленных этой вышивкой тканей и стали использовать их для украшения предметов интерьера.

Классическим рисунком для барджелло является «пламя» — рисунок, имитирующий огненные языки. Именно поэтому эту вышивку часто называли «пламенной». Дополнительное сходство с огнем придает этой вышивке и характерная растяжка, когда используются несколько оттенков или тонов одного цвета с переходом от светлого к темному или от бледного к насыщенному. Иногда острые окончания заменяются более плавными и рисунок становится похожим на морские волны.

В этих традиционных для барджелло рисунках всегда есть одно правило — все стежки в одном ряду должны быть одинаковой величины. Таком образом, прошив первый ряд — остальные шьются «по образцу» очень быстро, так как мастерице уже нет нужды подсматривать в схемы.

Совершенно удивительных эффектов можно добиться при составлении из этих «классических» узоров квадратов. Здесь уже при выполнении требуется большая внимательность, так как в углах, где стыкуются части узора, очень легко сбиться.

Со временем эта техника стала немного усложняться — появились рисунки, в которых совмещение различных частей узора стало более сложным, иногда стежки могут идти в разных направлениях, длина стежков в одном ряду уже не обязательно бывает одной длины. В современной вышивке также традиционная флорентийская вышивка часто соединяется с другими техниками счетных вышивок.

Возможности этой техники оказываются просто безграничны, так как при своей простоте исполнения, она имеет бесчисленное множество вариантов воплощения за счет различных комбинаций цвета, изменения рисунков, соединения узоров. Конечно и сейчас, основное применение этой вышивки — декорирование предметов интерьера. Классика этой техники, еще со времен эпохи Возрождения — диванные подушки.

Ну и конечно, их миниатюрные собратья — игольницы:

Также классическим вариантом использования вышивки барджелло является обивка и покрывала на стулья и табуреты.

Но а кроме этого барджелло прекрасно справляется с любыми декоративными задачами. Она прекрасно смотрится как на ламбрекенах и шпалерах, так и на обложках для книг, сумочках и прочих аксессуарах:

Ну и напоследок хочется еще добавить несколько совершенно «космических» примеров этой удивительной волшебной техники вышивки.

Надеюсь, моя публикация вдохновит вас на новые чудесные произведения вашего творчества! Спасибо вам!

Источник: www.livemaster.ru

1 Комментарий

Добавить комментарий