Бразильская техника вышивки (Brazilian Dimensional Embroidery): особенности швов и стежков

Карнавалы, кофе, футбол, с конца ХХ века еще и сериалы – вот предметы и явления, которые обычно ассоциируются у нас с Бразилией… Но, оказывается, в Бразилии родилась еще и весьма интересная разновидность рукоделия, которая так и называется – бразильская вышивка.

Бразильская вышивка (Brazilian Dimensional Embroidery) – это разновидность европейской счетной рельефной вышивки, выполненная особым видом ниток из искусственного шелка, которые первоначально производились только в Бразилии.

По сути своей, бразильская вышивка – это один из вариантов объемной вышивки (иными словами, узор при этом получается не плоским, а достаточно рельефным). В большинстве подобных техник используются нитки из шерсти или хлопка, а вот в бразильской вышивке применяется совсем иной материал – искусственный шелк, причем нитки, применяемые для нее, скручиваются против часовой стрелки (это называется Z-образным скручиваением). Чтобы такие нитки в процессе работы не раскручивались, накручивать их на иглу в процессе работы вышивальщицы должны в противоположном направлении, то есть по часовой стрелки. Другая характерная особенность бразильской вышивки – это включающиеся в нее элементы кружевоплетения.

Главная тема бразильской вышивки – это растения: цветы, стебли, листья. Какие при этом применяются швы? Например, наборный шов, представляющий собою плетение иглой: нитка обвивает иглу несколько раз, образуя петли, через которые потом протягивают нить, предварительно воткнув иголку в ткань. Лучше набирать побольше петель, чтобы элемент цветочка не был рыхлым, а ткань не сморщивалась.

Листочки, окружающие цветы, и чашелистики, как правило, изображаются с помощью другого способа плетения иглой – бриды. Это означает, что следует вытянуть петлю длиной в несколько миллиметров, продеть в нее свободную нить, чтобы таким способом удерживать петлю, пока мы будем обвивать ее рабочей нитью, сдвигая витки к основанию петли, а затем свободную нитку удаляют (удобнее всего в качестве свободной использовать нитку другого цвета). Такой элемент – брида – не лежит на ткани плоско, а слегка изгибается (именно это и придает узору рельефность).

Используется в бразильской вышивке и прием кружевоплетения, который хорошо знаком тем, кто вяжет крючком – речь идет о пико. На ткани закрепляют булавку, расстояние между точками «входа» и «выхода» которой должно быть равно длине предполагаемого пико. Булавку обвивают нитью, выводят иглу наизнанку, затем снова на лицо, затем обвивают булавку иглой в противоположном направлении, так, чтобы центральная нить пересекала булавку. Так получаются три нити основания, которые переплетают слева направо, затем справа налево, затем снова слева направо, сдвигая к основанию – пока не будут закрыты все нити основания, тогда нитку выводят на изнаночную сторону и закрепляют.

Разумеется, это лишь некоторые приемы бразильской вышивки – их намного больше. В результате получаются поразительно реалистичные цветочки, ягоды и даже деревца. Иногда эту технику вышивания сочетают с другими – например, над вышитым гладью фоном могут «возвышаться» такие рельефные цветы.

Бразильская вышивка используется даже для украшения одежды – например, в стиле кантри.

Каждая рукодельница с удовольствием знакомится с различными техниками и течениями такого вида искусства, как вышивка. Интересны различные идеи и новичкам, которые только недавно обратили свое внимание на рукоделие. Как бы там ни было, равнодушными бразильская вышивка не оставит никого.

Она обладает массой особенностей, которые отличают ее от других направлений этого вида искусства. Некоторым изначально может показаться, что исполнить шедевр в этом стиле практически невозможно, не имея навыков. Но невозможного ничего нет, и если вы ознакомитесь с основными рекомендациями по выполнению, создать полотно у вас обязательно получится.

Воображение мастериц эта техника поражает красотой работ.

Чтобы вышивка была объемная, используются специальные швы и петли. Последние отличаются тем, что за счет особенностей нити первые накручивают на иглу в направлении, которое является противоположным тому, что используется для других техник. Если этого не учитывать, нить раскрутится, следовательно, петля выйдет не такой, как нужно.

Для выполнения работы необходимо применять иглы, длина которых составляет как минимум 5 см.

Многие поклонницы техники, согласно которой выполняется бразильская вышивка, говорят, что найти нитки, используемые на родине этого стиля, практически невозможно. Но можно применять нитки с аналогичным составом. Некоторые рукодельницы используют тонкую пряжу либо толстые нитки для шитья.

Вместо них нередко используются ленты, что является еще одной особенностью бразильской вышивки.

Ознакомьтесь с некоторыми идеями в этом стиле.

Роза

Этот цветок часто является «главным героем» работ. Узнав, как согласно технике бразильской вышивки воссоздать розу, вы сможете воспроизводить цветочные мотивы в композиции.

Для работы понадобится:

  • Вискозные нитки;
  • Игла №3;
  • Льняная либо хлопковая ткань.

Центральная часть и лепестки цветка выполняются наборными швами.

Нить выводим на лицевую сторону полотна, делаем стежок под названием «назад иголка», т. е. проведем иголку справа налево практически в той же точке, где была выведена нить, и оставим ее в таком положении.

Накидываем нить на указательный палец левой руки (на тыльную его сторону). Теперь перст сгибаем, натягиваем нить и обвиваем ею палец. Вокруг перста делаем петлю, подведя его вначале под нить, которая сейчас в работе, а затем под ту, которая выходит из ткани.

Теперь снова подтянем нитку, петлю вместе с пальцем поднесем к кончику иглы, затем накидываем на него петлю, затягиваем ее и подвигаем ближе к точке выхода иглы из полотна.

Таким же образом набираем остальные петли, всего их должно быть 11.

Петли придерживаем рукой и аккуратно продеваем сквозь них нитку посредством иглы. Для закрепления шва иголку проводим через изнанку, подведя ее точно к месту выхода нити.

Далее подтягиваем последнюю, закрепляем ее. Делаем это аккуратно, чтобы полотно не стягивалось. Центр розы готов.

Продолжаем бразильскую вышивку, делая объемные лепестки первого круга. Для них нужно взять нить, тон которой светлее, чем для центральной части цветка.

Итак, Brazilian Dimensional Embroidery не следует путать с «объемной вышивкой», т.к. в ней рельеф создается не за счет использования вспомогательных материалов (бусины, проволока), а путем комбинации и наслоения таких декоративных стежков, как Couching, Woven picot, Bullion stitch, Cast on stitch, Drizzle stitch, French Knot и других.

Еще одним принципиальным отличием «бразильской вышивки» от всех прочих известных техник является тоn факт, что ее тематика никогда не выходит за рамки растительного мира. Основным объектом этой вышивки являются всевозможные цветы и листья, намного реже — деревья и травы, очень очень редко — небольшие птички, и никогда — люди, животные или неодушевленные предметы.

Основные швы

Для выполнения всех швов «бразильской вышивки» необходимо брать швейные иголки подходящей длины (Milliners needles).

Couching («коучинг», «накладной шов»)

Самый простой шов «бразильской вышивки». Им можно вышивать стебли и ветки. Основная нить прокладывается по контуру рисунка, а затем небольшими стежками (наклон всегда в направлении витка нитки) крепится к основе.

Stem Stitch («стебельчатый шов»)

Работая нитью с Z-образным плетением, вышивайте слева направо и всегда кладите нить выше линии стежка.

Leaf Stitch («вышивка листьев»)

Основной шов для вышивки листьев. Порядок вышивки смотрите на рисунке, при этом расстояние от А до В равно 1/3 длины листа.

Bullion stitch («витой или кружевной стежок»)

Выполняется как показано на рисунке. Если вы работаете оригинальной нитью с Z-образным плетением, всегда выполняйте витки по часовой стрелке (если с S-образным плетением, то наоборот). Ширина «обмотки» на иголке должна равняться (если шов будет лежать на ткани) или превышать (если шов будет возвышаться над тканью) расстояние от А до В.

Cast-on stitch («наборной стежок»)

Вышивать, как показано на рисунке.

Для того чтобы добиться воздушного (пушистого) эффекта («Loose cast-on stitch»), наборной стежок следует выполнять как показано на рисунке.

Для выполнения «наборного стежка вверх-вниз», следует нанизывать нитку так, как показано на рисунке.

Для выполнения «двойного наборного стежка» вам понадобятся 2 нити. Закрепить оба конца нитки одним узлом.
Повторите те же шаги, что и для простого «наборного стежка», только набирая объем, используйте попеременно, то правую, то левую стороны нити (смотрите рисунок).

Визуальная разница между тремя «наборными швами» (15 оборотов вокруг иглы).

Популярное использование «наборного шва».

Drizzle stitch

Шов выполняется перпендикулярно (смотрите рисунок) и крепится только с одной стороны. Отличается от всех прочих тем, что нить сначала обвивается вокруг иголки, а затем вдевается в игольное ушко.

Woven picot

Плетеный шов для вышивания лепестков.

Detached buttonhole stitch

Вышивать как показано на рисунке. Используется для вышивания листьев и лепестков, которые могут закрепляться как с одной, так и с обеих сторон.

Long-Tailed French Knot («длинный французский узелок») или Pistril stitch («пестиковый стежок»)

Нитки

В Бразильской вышивке может использоваться только один вид ниток из искусственного шелка с Z-образным плетением (такие нитки не раскручиваются во время выполнения декоративных стежков).

Отличие шелкового мулине EdMar от хлопкового мулине DMC.

Правда, они могут быть разной толщины и самой невероятной однотонной или тонированной окраски.
Если первоначально эти нитки производились только в Бразилии, то сейчас их выпускают и в других странах мира, в частности в США.

Так, одним из главных поставщиков материалов для Бразильской вышивки является американская компания ЕdMаr. Кроме 7-ми вариантов ниток 200 цветов (окрашены вручную), она предлагает и специальные швейные иглы разной длины (Milliners needles).

Нитки от EdMar

Слава (Glory) – тонкие двухслойные рыхлой намоткой.
Ирис (Iris) — средние двухслойные с рыхлой намоткой.
Мороз (Frost) — средние трёхслойные с очень жесткой намоткой.
Лола (Lola) — толстые трёхслойные, отличный вариант для более толстых ветвей и стеблей.
Воск (Cire) — толстые трёхслойные, немного более рыхлые.
Лола Нова (Nova) — очень толстые шестислойные с рыхлой намоткой, что полезно для заполнения.
Букле (Bucle) — буклированные нитки.

Другие производители

Мадейра — 80 однотонных цветов и 10 тонированных.
DMC Satin (100% вискоза) в широкой цветовой гамме.
Sulky Rayon Thread – тонкая доступна в 388 цветах, более толстая — в 102 однотонных и 54 тонированных.

Галерея вышитых робот

Источник: irinapetrenko.blogspot.ru

Добавить комментарий